Клиентская модель

Клиентская модель (CLM) Юнит-экономики — это привычные для многих, знакомых с Юнит -экономикой, метрики связанные с клиентом: пожизненная ценность (LTV), средний чек (AVp), лид (UA), покупатель (В) и т. д.

Хочу намерено разделить понятия клиент — общее обозначение контрагента, и покупатель — именно тот, кто сделал покупку. Причём, без привязки к факту оплаты этой покупки, ведь тот, кто не оплатил заказ и забрал его - всё равно заплатит, сам или через суд. Это не больше чем дебиторская задолженность.

Клиент это НЕ просто Ваш потенциальный B - это человек живущий в определенном районе, занимающийся определенным видом деятельности, посещающий определенные места и/или мероприятия, общающийся в определенных социальных сетях. У него свой индивидуальный образ жизни, характер и потребности, причём у каждого своя "скорость" удовлетворения этих потребностей ..... Совокупность этих факторов, и не только этих, и определяется в процессе расчёта метрики Юнит-экономики. Пусть они называются иначе, обобщенно, но по сути это они и есть.

Клиентская модель

Клиентская модель (CLM) Юнит-экономики — это привычные для многих, знакомых с Юнит -экономикой, метрики связанные с клиентом: пожизненная ценность (LTV), средний чек (AVp), лид (UA), покупатель (В) и т. д.

Хочу намерено разделить понятия клиент — общее обозначение контрагента, и покупатель — именно тот, кто сделал покупку. Причём, без привязки к факту оплаты этой покупки, ведь тот, кто не оплатил заказ и забрал его - всё равно заплатит, сам или через суд. Это не больше чем дебиторская задолженность.

Клиент это НЕ просто Ваш потенциальный B - это человек живущий в определенном районе, занимающийся определенным видом деятельности, посещающий определенные места и/или мероприятия, общающийся в определенных социальных сетях. У него свой индивидуальный образ жизни, характер и потребности, причём у каждого своя "скорость" удовлетворения этих потребностей ..... Совокупность этих факторов, и не только этих, и определяется в процессе расчёта метрики Юнит-экономики. Пусть они называются иначе, обобщенно, но по сути это они и есть.

пОКАЗАТЕЛИ Клиентской модели
юНИТ-ЭКОНОМИКИ

пОКАЗАТЕЛИ Клиентской модели
юНИТ-ЭКОНОМИКИ

Cost effectiveness of makreting (CEM)

Основное значение модели (CLM) юнит-экономики, отражающий коэффициент эффективности затрат на маркетинг

Объём операционной прибыли на одну единицу Unit за всё время жизни.

Discount rate (D)

Cтавка дисконтирования, соотношение будущего дохода и его нынешней стоимости.

Customer Retention Rate (CRR)

Коэффициент удержания постоянных клиентов, по сравнению с количеством приобретенных новых клиентов

Customer Acquisition Cost (CAC)

Стоимость привлечения, сумма маркетинговых затрат.

Cost per Acquisition (CPA )

Стоимость привлечения одного лида

Revenue (REV)

Выручка / сумма денежных средств ожидаемых к получению от сделки, без учёта НДС.

Average revenue per buyer (ARPB)

Выручка с покупателя / отражает сколько выручки приносит один покупатель за период времени.
Средний чек. Отражает среднюю суммы выручки от одной сделки в общей массе сделок.

Conversion rate (CR)

Конверсия / определяет коэффициент перехода юнита из состояния в состояние

Passer(PAS)

Прохожий / человек который может узнать о компании (на которого рассчитана реклама).

User acquisition (UA)

Лид / человек взаимодействовавший с нашей рекламой, т.е. выполнивший целевое действие.

Customer (CUST)

Заказчик / контрагент изъявивший желание приобрести и оформивший заказ (получивший счет на оплату).

Buyer (B)

Покупатель / контрагент получивший свой товар (без привязки к оплате)

Refuse(REF)

Отказник / Отказавшийся CUST или B.

Repeat sales (RIP)

Коэффициент повторных сделок с одним покупателем.

расчёт метрик клиентской модели (CLM)

Я уверен, что Вы уже сталкивались с большинством из данных метрик Юнит-экономики, читали их описание и принцип расчета, но всё равно, что-то осталось не выясненным. Один автор использует соотношение с прибылью, другой с доходом. Кто-то ориентируется на онлайн бизнес, кто-то описывает Юнит-экономику для товарного бизнеса.

В CLM мы «пляшем» от клиента, хотя её тоже можно разбить и управлять отдельными элементами, связанными с источниками привлечения (рекламными каналами). Отслеживая рекламные каналы: их охват, конверсию мы так же можем сказать какие более эффективные, какие менее эффективные. Рекламный канал так же приносит нам доход (косвенно, через продажу рекламируемой номенклтуры) и несёт расход на размещение рекламы.

Два основных показателя CLM модели Юнит-экономики это LTV и CAC. Именно соотношение этих двух метрик и определяет эффективность расходов на маркетинг (я назвал его «CEM» от англ: cost effectiveness of makreting). Использовать понятие "Юнит-экономика" считаю не корректным, так как оно определяет принцип расчета множества показателей. Юнит-экономика это не только соотношение LTV к CAC, но и огромное множество взаимосвязанных сущностей бизнеса. 


расчёт метрик клиентской модели (CLM)

Я уверен, что Вы уже сталкивались с большинством из данных метрик Юнит-экономики, читали их описание и принцип расчета, но всё равно, что-то осталось не выясненным. Один автор использует соотношение с прибылью, другой с доходом. Кто-то ориентируется на онлайн бизнес, кто-то описывает Юнит-экономику для товарного бизнеса.

В CLM модели мы «пляшем» от клиента, хотя её тоже можно разбить и управлять отдельными элементами, связанными с источниками привлечения (рекламными каналами). Отслеживая рекламные каналы: их охват, конверсию мы так же можем сказать какие более эффективные, какие менее эффективные. Рекламный канал так же приносит нам доход (косвенно, через продажу рекламируемой номенклтуры) и несёт расход на размещение рекламы.

Два основных показателя CLM модели Юнит-экономики это LTV и CAC. Именно соотношение этих двух показателей и определяет эффективность расходов на маркетинг (я назвал его «CEM» от англ: cost effectiveness of makreting). Использовать понятие "Юнит-экономика" считаю не корректным, так как оно определяет принцип расчета множества показателей. Юнит-экономика это не только соотношение LTV к CAC, но и огромное множество взаимосвязанных сущностей бизнеса. 


В рамках данной статьи будет тяжело рассмотреть каждый из них, но по ссылке ниже Вы можете перейти в наш ЧатБот телеграмм, где каждый из показателей уже изложен отдельно. Удобная навигация ЧатБота позволит Вам без труда перемещаться между интересующими Вас метриками.

Telegram ЧатБот

ЧатБот в котором Вы можете скачать Пособие по "Юнит-экономике" и Таблицу для расчёта "Юнит-экономики".

LTV (Lifetime Value) 

Данный показатель является основным в клиентской модели Юнит-экономики, раскроем его подробнее именно здесь. Он может быть рассчитан по различным принципам, но он всегда несет один смысл - пожизненная ценность. По отношению к клиенту его ещё называют CLТV (Customer Lifetime Value).  

Исходя из целей расчёта в клиентской модели Юнит-экономики можно выделить три подхода к его расчёту.


LTV (Lifetime Value) 

Данный показатель является основным в клиентской модели Юнит-экономики, раскроем его подробнее именно здесь. Он может быть рассчитан по различным принципам, но он всегда несет один смысл - пожизненная ценность. По отношению к клиенту его ещё называют CLТV (Customer Lifetime Value).  

Исходя из целей расчёта показателя LTV в клиентской модели Юнит-экономики можно выделить три подхода к его расчёту.


Фактический (текущий) LTV

Определяется с целью понимания текущего состояния соотношения основных показателей клиентской модели Юнит-экономики. LTV и CAC.... Справочно: CAC - Стоимость привлечения (маркетинговых затрат) одного покупателя, продажу единицы (партии) продукции.

LTV = OP/B

Чтоб определить среднюю величину LTV, необходимо взять операционную прибыль за период и разделить на количество уникальных покупателей за период. Выбор операционной прибыли, а не маржинальной (как используется при прогнозировании) оправдан наличием фактических данных о всех видах понесенных затрат. Что делает расчёт фактического (текущего) LTV более точным.

Его информативно рассчитывать за продолжительный период времени (6-12 месяцев и более), естественно при наличии соответствующих данных. Динамику изменения метрики можно контролировать в разрезе каждого месяца.

Прогнозируемый (простой) LTV

Помогает спрогнозировать, как "средний" клиент будет действовать в будущем, на основе их прошлого покупательского поведения. За счёт того, что данные основаны на прошлом периоде, здесь мы тоже можем оправдано использовать в расчете операционную прибыль.

Формула для измерения прогнозируемой LTV:
LTV = (NS x AVp x AOP x ALT)/В.

В данном случае: NS - количество продаж, AVp - средний чек, OP - операционная прибыль, ALT - средний срок жизни, В - количество покупателей. Расчет в пределах месяца т.е. количество продаж за месяц, средний чек за месяц, операционная прибыль и количество покупателей за месяц.

ALT - показатель того, как долго с Вами сотрудничают Ваши клиенты. Для его расчёта можно взять общий срок сотрудничества Ваших клиентов с Вами (в месяцах) и разделить на количество клиентов. Если таких много, то возьмите некоторое количество из последних своих покупателей (например 100 последних покупателей) и просчитайте как долго они с Вами сотрудничают, какой срок прошёл с момента первой и последней продажи.

Прогнозируемый (гибкий) LTV

Гибкая прогнозируемая пожизненная ценность помогает учитывать потенциальные изменения за счёт использования показателей ставки дисконтирования (D) и коэффициента удержания (CRR). Здесь расчет ведется исходя из маржинальной прибыли с учётом вероятности изменения количества покупателей, их притока и оттока. Динамика изменения может быть как фактической, так и "прогнозируемой" если мы говорим о стартапе например.

LTV = ((MP x ALT)/B) x (1 + D - СRR)

Почему здесь маржинальная прибыль? Ёё проще считать на длительный (прогнозируемый) срок. Именно на длительный срок считают стартапы. Определить размер постоянных косвенных затрат в перспективе 12-24 месяцев достаточно сложно, а размер "маржинальной" прибыли можно регулировать ценой на продукт (работу или услугу) при изменении себестоимости.

Ставка дисконтирования (D) — это процент, отражающий соотношение будущего дохода и его нынешней стоимости. Включает все риски бизнес-проекта,прогнозируемую инфляцию, обострение политической ситуации, ошибки менеджмента и т. д. Чем выше риски, тем выше процент, на который «сгорят» деньги инвестора через какое-то время.

CRR - коэффициент удержания клиента, который показывает динамику притока/оттока клиентов (в зависимости от результата расчёта). Это отношение разницы числа новых (CN) и старых "постоянных" клиентов (CO) за период к числу старых клиентов.

CRR = (СN - CO) / CO

Хотите внедрить у себя?

Напишите нам об этом, например в ЧатБот телеграмм, по телефону или WhatsApp.

Хотите внедрить у себя?

Напишите нам об этом, например в ЧатБот телеграмм, по телефону или WhatsApp.